|
| призрак фаерфокса
|
|
|
Отправлено: 07.06.10 20:11. Заголовок: Народные ткани
Названия тканей для пошива народного костюма НАЗВАНИЯ ТКАНЕЙ, ПРИМЕНЯВШИХСЯ ПРИ КРОЕ И ПОШИВЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА АРМЯЧИНА — сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII—XIX веках армянина вырабатывалась ка- захами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками. АТЛАС — шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI—XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII — начале XX века производились на русских мануфактурах и фаб- риках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX века не получили большого распро- странения. БАРХАТ — шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата — рытый бархат, в котором ворс покрывает только фон или толь- ко узор; ткань при этом выглядит рельефной. В XVIII—XIX веках бархат изготавливался на рус- ских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из-за его вы- сокой стоимости. Наличие у женщины бархатно- го сарафана рассматривалось как признак зажи- точности семьи. БИТЬ — медная, серебряная, позолоченная расплющенная (плоская) нить, использовавшаяся для вышивания и тканья позумента. ВЕЛЬВЕРЕТ (ВЕЛЬВЕТ, ВЕЛЬВЕРТИН, ВЕЛЬВЕТИН, ВЕРВЕРЁТ) — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бар- хата. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для головных уборов, безрукавок, как отделка верхней одежды. ГАЛУН — тесьма, вытканная из металлической нити (бити): золотой, серебряной, медной — с хлопчато- бумажной или льняной нитью. В XVIII—XIX ве- ках изготавливалась на русских мануфактурах и фабриках, использовалась для отделки одежды. ГАРУС — шерстяная сученая пряжа, использовавшаяся для вязания, вышивания, изготовления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные убо- ры. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые употребляли его только при орнамента- ции праздничной одежды. ДАБА — плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый цвет. Среди русских крестьян ценилась как ткань прочная, красивая и недорогая. ДРАДЕДАМ — сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, ок- рашенная обычно в светлые тона. Это сукно — одно из самых дешевых в России XIX века. ДЫМКА — тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX веке использовалась для из- готовления головных покрывал. ЗОЛОТНАЯ НИТЬ — тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлоп- чатобумажной ниткой. Золотная нить использо- валась для вышивания и плетения кружев. КАЗИНЕТ (КОЗИНЕТ) — хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В русской деревне исполь- зовалась в основном для шитья верхней празд- ничной одежды. КАМКА — тонкая шелковая, льняная, шерстяная одно- цветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с ма- товым узором (фоном). В XIX веке термин «кам- ка» применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливались в XVIII—XIX веках на русских мануфактурах и фабриках. КАМЛОТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлени- ем шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов. КАНАВАТ — шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево-оранжевого цвета, часто с узором (бу- кеты цветов, ромбы), вытканным золотной, се- ребряной или медной нитью. В XVIII — начале XIX века изготавливалась на русских мануфакту- рах в подражание восточным тканям. В русской деревне использовалась для изготовления голов- ных покрывал. КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне ка- шемир очень ценился, использовался для изго- товления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX веке кашемир ткался на русских фабриках, а также привозился из-за границы. КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В кресть- янском костюме использовалась для рубах и покрывал. КИТАЙКА — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во вто- рой половине XIX века китайкой изредка назы- вали и такую же ткань красного цвета. В XVII — начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета. КОЛЕНКОР — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкоры были, как правило, бе- лого цвета или окрашенные в один цвет. В рус- ской деревне белый коленкор использовался для изготовления рубах или на подкладку сарафанов, безрукавок, верхней одежды. КОСАРИК — деревянный нож для прибивания уточной нити при тканье на ниту. КРАШЕНИНА — холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет. КУМАЧ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII — первой по- ловине XIX века изготавливался татарами Казан- ской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, жен- ских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов. ластик — полушерстяная подкладочная ткань фабрично- го производства. ЛЮСТРИН — шерстяная, полушерстяная, легкая шелковая ткань с блестящей поверхностью. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. МАДАПОЛАМ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX веке изготавли- вался на русских фабриках. МАНЧЕСТЕР — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата, а также хлопчатобумажная ткань, изготов- ленная на восьми ремизках, имевшая благодаря начесу вид сукна. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках по образцу тканей, выпускав- шихся на фабриках города Манчестера. МИТКАЛЬ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания — коленкор, после набивки узора — ситец. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. МОЛЕСКИН — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая вид сукна благодаря легкому начесу. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубо- вая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополни- тельный узор, обычно мелкие кружки — «де- нежки». Набивные ткани делались в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах. НАНКА — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на трех ремизках, плотная, белая или гладкокраше- ная, иногда с набивным узором. В XIX веке нанка была одной из самых дешевых тканей, выпускае- мых русскими фабриками. ПАРЧА —- ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначен- ной для праздничных костюмов. В XVI—XVII веках парчу привозили из Ирана, Турции, Ита- лии, Франции. В начале XVIII века в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма. ПЕРЕТЫКА — прием украшения тканей домашнего изготовления: цветные полоски в одну уточную нить. ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко ис- пользовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки. ПЛИС — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс плиса обычно длиннее ворса бархата. В XIX — начале XX века изготавливался русски- ми фабриками в большом количестве и был срав- нительно дешев. Использовался крестьянами для шитья шапок, жилетов, корсеток, для отделки одежды. ПОДХОЛСТНИК — ткань из шерстяных нитей утка и льняных (конопляных) нитей основы домашнего изготовления. ПОЗУМЕНТ — тесьма, тканная из золотных, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе, ис- пользовалась для отделки одежды, головных уборов. ПОЛУБАРХАТ — бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити. ПОЛУПАРЧА — ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX веке изготавлива- лась русскими фабриками специально для кре- стьянской одежды. ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной осно- вой, изготавливалась крестьянами для собствен- ного употребления и на продажу, В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды. пОсконь — конопляные нитки, конопляный холст домаш- него изготовления. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды, РЯДНО — редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX веке использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т. д. САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась так- же полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления ис- пользовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов. САРПИНКА (СЕРПЯНКА) — льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинка изготавливалась в XIX — начале XX века на фабриках и в кустар- ных мастерских. СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды. СИТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Осо- бенной популярностью пользовался так называе- мый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором. СИТЕЦ ФРАНЦУЗСКИЙ — синий или красный ситец с мелким цветочным узором, изготавливался на русских фабриках. СУКМАНИНА — сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа шерстяная. В XIX веке использовалась для шитья верхней одежды. СУКНО — шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавлива- лось в XIX — первой четверти XX века на рус- ских фабриках и в кустарных мастерских, ис- пользовалось для шитья верхней одежды. ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколь- ко жесткой поверхностью. Жесткость появля- лась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту выраба- тывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов. ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства. ТРИКО — шерстяная ткань, изготовленная на многоре- мизных или жаккардовых станках из пряжи выс- ших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками, использова- лась крестьянами для шитья верхней одежды. ТРИП — бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. В кресть- янском костюме применялся редко. ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды. ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную — бо- лее грубый (изгребный). Холст широко исполь- зовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века. ХРЯЩ — толстый, грубый холст домашнего изготовления. ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фаб- риками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, го- ловных уборов. ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) — нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мяг- кость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов. ЮФТЬ — тонкая цветная кожа.
|